Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Афипский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Наши проекты

Социальный проект «Малыш в надежных руках»

 

1. Направленность: профилактика попадания детей до 4-х лет в организации для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в организации для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

2. Название проекта «Малыш в надежных руках»

3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)

Проект предлагает новое направление работы с семьями, имеющими ребенка с ОВЗ, в возрасте от 0 до 4 лет, проживающими на малой территории, отдаленной от краевого центра (пгт. Афипский Северского района Краснодарского края), и способствует снижению риска помещения детей в стационарные учреждения.

Проект реализуется комплексно: объединяет усилия родителей, специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, руководитель по физической культуре, врач-педиатр, социальный педагог, методист) и осуществляется по трем модулям:

«Малыш» - присмотр, уход и формирование у ребенка с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет, жизненно-необходимых навыков;

«Семья» - развитие у родителей навыков взаимодействия и ухода за детьми с ОВЗ, снятие психоэмоционального напряжения и повышение ресурсов семьи;

«Надежные руки» - постпроектное сопровождение семьи специалистами центра, в целях предупреждения рецидивов и рисков попадания ребенка в учреждение.

В результате реализации проекта улучшается качество жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ, повышается компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка с ОВЗ и исключаются риски попадания детей до 4 лет в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Дата начала реализации проекта

5. Дата окончания реализации проекта

 

7. География проекта*

пгт. Афипский Северского района Краснодарского края. В поселке проживает свыше 20 000 человек. Рядом расположено несколько хуторов: х. Коваленко, х. Бончковский, х. Науменков, х. Восточный, х. Водокачка, х. Воликов.

8. Целевые группы проекта*

семьи, воспитывающие детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет

9. Актуальность проекта и описание проблем

Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, постоянно находятся в эмоциональном, физическом напряжении и социальной изоляции. Уход за ребенком – инвалидом требует от родителей больших усилий и занимает практически всё время. Таким семьям трудно планировать свою жизнь, решать социальные и бытовые вопросы.
Жизнь на малых территориях имеет свои особенности, а именно: практически отсутствует возможность получить поддержку и квалифицированную помощь специалистов.
Кроме того, согласно статистике по Краснодарскому краю, более 80% проживающих на малых территориях семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются, отцы из этих семей уходят. Мама «особого» ребенка нередко остается одна, без помощи и поддержки близких. Не имея возможности работать, стесненная в средствах, наедине со своей проблемой, смирившись, отчаявшись изменить что-либо, у нее накапливается усталость, появляется депрессия, что приводит к игнорированию потребностей ребенка или отказу от него. Практика показывает, если родители имеют возможность хотя бы на несколько часов в неделю оставить ребенка с квалифицированными специалистами, а освободившееся время направить на решение личных проблем и семейных задач, то вероятность такого исхода существенно снижается. Проведенное анкетирование семей, проживающих на территории пгт. Афипского, воспитывающих детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет, показало, что из 20 семей, только у 6 есть возможность обратиться к родственникам за помощью в уходе и присмотре за ребенком. Эта ситуация может стать причиной уязвимости семьи и спровоцировать помещение ребенка в стационарные учреждение.

Поэтому необходимость оказания помощи семьям, в которых появились дети с проблемами здоровья или развития, не оставляет сомнений в своей актуальности.

Решение данной проблемы требует комплексного и системного подхода, который объединяет усилия родителей и специалистов: врача - педиатра, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-дефектолога, воспитателя, руководителя по физической культуре, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, социального педагога, юрисконсульта.

В рамках проекта внедряется инновационный подход к социальным практикам, формам, а также методам и технологиям, позволяющим повысить эффективность оказания услуг.

 

10. Цели проекта*

снижение (предотвращение) риска помещения детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет, в стационарные учреждения пгт. Афипский Северского района.

11. Задачи проекта*

- Провести комплексную оценку ситуации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ до 4 лет, для выявления потребности в услуге.

- Увеличить количество, вариативность и доступность услуг, направленных на поддержку семей с детьми в возрасте до 4-х лет с ОВЗ.

- Организовать условия для безопасного пребывания ребенка в учреждении.

- Осуществлять уход, присмотр и формирование жизненно необходимых навыков у ребенка с ОВЗ.

- Повысить способность семей самостоятельно преодолевать трудные жизненные ситуации, развить навыки взаимодействия и ухода за детьми с ОВЗ.

- Осуществить постпроектное сопровождение семьи специалистами центра, в целях предупреждения рецидивов и рисков попадания ребенка в учреждение.

12. Опыт реализации

Имея большой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста, с нарушениями в развитии, семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, изучив опыт других организаций по профилактике социального сиротства, в нашем учреждении создан и реализуется проект «Малыш в надежных руках».

Срок реализации проекта определяется в разделе «Календарный план»

 

13. Механизм реализации проекта*

В реализации проекта принимают участие следующие специалисты:
Руководитель проекта – директор ГКУ СО КК «Афипский ЦПД» Калинченко О.И.
Команда специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания, социальный педагог, воспитатель, врач педиатр, методист.
1. В ходе межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, определяется количество семей, нуждающихся в получении услуг проекта.
2. Информирование потенциальных благополучателей о предоставлении услуг осуществляется через учреждения здравоохранения и социальной защиты населения.
3. Проводится комплексная оценка ситуации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ до 4 лет, для выявления потребности в услуге. Для оценки проводится социальная медико-психолого-педагогическая диагностика: опросники, анкеты, тестирование.
4. Организуется работа группы дневного пребывания «Малышок» для детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет:
- заключаются договор с семьей о предоставлении социальных услуг и трехстороннее соглашение;
- составляется индивидуальный план работы с семьей и ребенком с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при наличии).
Работа по организации и контролю за осуществлением проекта в рамках трех модулей «Малыш», «Семья», «Надежные руки» возлагается на руководителя проекта.
Реализуется проект согласно следующим модулям:
Модуль «Малыш» направлен на формирование у ребенка жизненно-необходимых навыков. Работа по данному модулю проводится в форме индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий для ребенка с узкими специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования).
Занятия педагога-психолога с детьми проводятся в специальной пространственной среде (сенсорная комната), которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами интеллектуального и сенсомоторного развития, коррекции базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Для чередования режима активности и отдыха предполагается нахождение ребенка в зоне релакса, где установлены мягкие кресла и диван.
Занятия с учителем-логопедом проводятся в кабинете, укомплектованном необходимым оборудованием по коррекции и развитию речевых навыков и коммуникативных способностей у детей.
На занятиях по физической культуре, направленных на развитие и коррекцию двигательных и моторных навыков детей, используется различное оборудование с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка (детские тренажеры, доски для развития опорно-двигательного аппарата, разноуровневый игровой ковер, мягкий сухой бассейн, панель для эрготерапии, массажные дорожки и др.).
Педагог дополнительного образования и музыкальный руководитель проводят занятия с использованием приемов арт-терапии, музыкотерапии, ароматерапии.
Модуль «Семья». Мероприятия (занятия, консультации, тренинги) направленны на развитие навыков взаимодействия и ухода за детьми с ОВЗ, на снятие психоэмоционального напряжения, на повышение ресурса семьи.
Модуль «Надежные руки» - постпроектное сопровождение семьи специалистами.
В этих целях для участников проекта «Малыш в надежных руках»:
- организуется работа консультативной линии: информирование семей по возникшим вопросам;
- проводятся дни открытых дверей: родители могут посетить определенного специалиста для получения услуг;
- в постпроектный период с учреждениями здравоохранения, в рамках межведомственного взаимодействия, осуществляется мониторинг социального благополучия семей - участников проекта.
Для более эффективной реализации проекта специалистам требуется прохождение курсов повышение квалификации.
Проект предполагает дальнейшее расширение масштабов применения данной практики через тиражирование опыта работы: будут проведены краевые конференции, обучающие семинары, планируется выпуск информационных материалов.

14. Социальные результаты*

- Улучшение качества жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
- Расширение спектра услуг учреждения,
- За период реализации проекта ни один ребенок из целевой группы не был помещен в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Количественные результаты*

Количество мероприятий для специалистов по развитию компетенций оказания услуг уязвимым семьям с детьми до 4 лет: 5

Количество детей до 4 лет, получивших поддержку в рамках проекта: 21

Количество семей, получивших поддержку в рамках проекта: 20

Количество специалистов, принявших участие в мероприятиях проекта: 8

Число семей, преодолевших кризисную ситуацию: 20

Число детей до 4 лет, оставшихся в семейном окружении: 21

Число семей, сохранивших детей до 4 лет в семье и обеспечивающих их безопасность и развитие: 20

Количество детей до 4 лет, улучшивших своё благополучие: 20

Количество кровных кризисных семей, получивших поддержку в рамках реализуемого проекта: 21

Количество родителей, повысивших родительские компетенции: 26

Количество мероприятий по распространению практики среди специалистов: 2

Количество детей с ОВЗ и/или инвалидностью, получивших услуги в рамках проекта: 21

16. Количественные результаты не указаны.

17. Качественные результаты*

1. У родителей сформировались навыки взаимодействия с детьми с ОВЗ и уходу за ними, гармонизировалось эмоциональное состояние родителей, повысилась ресурсность семьи. В результате - все дети остались в кровной семье.
2. Увеличилось количество семей, желающих получить услугу.
3. Расширился спектр услуг, предоставляемых учреждением.

18. Риски и негативные факторы, способные повлиять на достижение целей и задач проекта. Способы их преодоления.

Наименование негативного фактора: самостоятельный выход семей –участников из проекта (утрата взаимодействия с семьей).

Способы преодоления: выяснение причины выхода, корректировка плана работы с семьей.

19. Устойчивость проекта и дальнейшее развитие*

Согласно календарно-тематическому плану третий модуль направлен на мониторинг и сохранение целостности семьи и родительского ресурса.
Проект предполагает дальнейшее расширение масштабов применения данной практики через тиражирование опыта работы: будут проведены краевые конференции, обучающие семинары, планируется выпуск информационных материалов.
После окончания проекта планируем продолжить работу.

 

20. Партнёры проекта

Партнер*

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края

Вид поддержки*

Информационная

Консультационная

21. Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве и иные аналогичные документы